Давайте разберёмся с тем, что является продуктом управленческого учёта и как заплатить адекватную цену за его внедрение/ведение.
Смотрите на учёт как на продукт.
Есть мнение, что услуга это нечто, что нельзя потрогать. На первый взгляд всё верно. Ведь когда речь идёт о стоимости конкретного товара, например, автомобиля, то после перечисления денег на счёт продавца мы получаем товар «автомобиль». Оцените услугу с точки зрения конечного продукта, и её призрачность исчезнет.
Основной продукт, который вы получаете при хорошо оказанной услуге «ведение/внедрение управленческого учёта» – уверенность и снижение степени неопределенности.
Для этого необходимы – достоверные отчёты о финансовых результатах, движении денег и управленческий баланс. Плюс грамотные консультации на их основе. И всё. Формирование себестоимости, планирование продаж, прибыли, стоимости компании, управление складами и задолженностями - все эти процессы возможно по настоящему отладить только, когда есть достоверная общая картина. Если каждая цифра на своём месте, порядок в учёте и рост вашей компании практически неизбежны. Понимание текущей ситуации трансформирует мышление. Только принимайте во внимание, что рост прибыли, сокращение издержек, ваше благосостояние и мир во всём мире – производятся за счёт действий руководства и скоординированных действий всего персонала компании, а не за счёт ведения/внедрения управленческого учёта.
В результате хорошо оказанной услуги, клиент уверен в точности финансовых результатов и располагает реальной, ясной картиной, которую не дадут ни бухгалтерия, ни самостоятельные попытки объединить отчеты в учётной программе. Смотрите на учёт как на продукт.
Стоимость услуги формируют реальные и эфемерные факторы.
Теперь о стоимости. Её формируют реальные и эфемерные факторы.
Реальные – оплата труда специалиста и суммы постоянных расходов, которые несёт поставщик услуги, они определяют объективную себестоимость услуги.
Очевидно, что оплата труда напрямую зависит от уровня компетентности специалиста и времени, которое затрачено на оказание услуги. Например, моя ставка 2 500 рублей в час. Много это или мало? Среднее количество рабочих дней в месяце 22. Количество рабочих часов в день = 8. То есть, 22*8*2 500=440 000 рублей и вот вам минимальный условный размер моей заработной платы в месяц.
Основания для такой ставки при работе в Калининграде – это красный диплом СПбГЭУ, степень кандидата экономических наук, обучение у Э.Митюковой, Т.Мазиной, в академии PWC и так далее; практический опыт 20+ лет более чем с 50 различными компаниями и собственная книга с авторской методикой по настройке управленческого учёта. Много ли на рынке труда свободных финансовых директоров моего уровня компетентности? Что касается суммы постоянных расходов, судите сами: у меня нет офиса и наёмных сотрудников. Почему при этом качество моих услуг намного выше среднего? Потому что я не freelancer, под мой проект открыто юридическое лицо. Работа проводится по договору и с соблюдением регламентов и процедур не менее жёстких, чем в международных корпорациях. Когда требуется привлечь IT компанию или кадровое агентство, мы взаимодействуем без агентского вознаграждения. Эти компании решают поставленные задачи по той же стоимости, которую вы заплатите при прямом обращении к ним. Кроме того, мне нравится крафтовый подход, в лучшем смысле этого слова, то есть я не стремлюсь к масштабированию, но стремлюсь к постоянному повышению качества оказываемых услуг.
Эфемерные факторы напрямую не влияют на качество оказываемой услуги.
Чем больше влияние эфемерных факторов в приобретаемой услуге, тем выше будет ее цена, без гарантии роста ценности.
Что же относится к эфемерным факторам? Ценность услуги, известность бренда, принадлежность к отрасли, величина оборотов и, как ни странно, информационный балласт.
Теперь по порядку о каждом факторе.
Базовая ценность управленческого учёта в том, что это инструмент управления и влияния в финансовом процессе, который надо уметь использовать. Альтернативную ценность можно измерить через стоимость потерь, которых удастся избежать в будущем. Например, экспресс оценка сети кафе в 2019 году выявила недостачу активов в размере 3,5 миллионов рублей, а в 2017 году в сети мебельных магазинов - в размере 29 миллионов рублей. Ценность отличается в разы, а цена для каждой из компаний составила 2 500 рублей за час прямой работы с цифрами.
Следующий фактор – известность – формируется при частом мелькании в СМИ, публикации книг, выступлениях и так далее. Обратите внимание, известность и репутация бренда не эквивалентные понятия.
Сегодня популярна идея масштабирования. Рынок управленческого консалтинга является остро конкурентной нишей. Поставщики услуг, наравне с другими отраслями, хотят увеличить обороты. Online и личные семинары, тренинги или полностью оцифрованная образовательная услуга, то есть ее запись, + агрессивное присутствуют в Интернете. При таком подходе действительно достигается известность. Известность добавляет стоимость услуге, но никак не решает проблему клиента. Известность говорит об умении продавать, но не об умении делать. Вы же не станете самостоятельно вести управленческий учёт, а всё равно обратитесь к эксперту или наймёте счётного сотрудника.
Если хотите работать с известными брендами это вам дорого обойдётся, в прямом смысле слова. Почасовая ставка человека-бренда достигает 100 000 рублей. Как высчитать альтернативную заработную плату в месяц вы уже знаете.
Вопрос по поводу оборотов клиент часто рассматривает как «заглядывание в карман». И, по сути, он прав. У меня есть клиент с оборотом в 4,8 миллиона в месяц, а работа с ним отнимает в три раза больше времени, чем с тем, у кого обороты 20 миллионов в месяц. Реальная цена услуги зависит не от объёма выручки, а от качества управления и структуры вашей компании. Фактор «обороты» следует сводить к фактически отработанным часам. Например, ваша выручка 600 тысяч рублей в месяц, вы заказали экспресс оценку и выяснилось, что есть много проблем с первичной информацией. Если вы готовы сотрудничать дальше, то мы можем обсуждать фиксированную стоимость месяца работы при договоре от года. В противном случае, надо изначально решить вопросы с первичкой, где снова возникает стоимость часа взаимодействия. Надеюсь, аргументов достаточно, чтобы не использовать обороты, как критерий оценки стоимости ведения управленческого учёта в вашей компании.
Теперь об информационном балласте. Как правило, 90% компаний не имеют проблем с учётом и анализом отдельных участков работы, но не могут собрать достоверную общую картину. Несмотря на то, что для этого собственнику/инвестору/руководителю нужно всего три правдивых документа: управленческие отчёты о движении денег и о финансовых результатах + баланс. Как вы думаете, сколько времени реально требуется, чтобы ежемесячно составлять такие документы? В среднем 10 часов. Даже если вы автоматизируете учёт, надо будет проверять входящие и исходящие данные ежемесячно и делать эти сверки руками и головой!
Информационный балласт– это множество красивых показателей, графиков и отчётов, без которых можно прекрасно обойтись, но их постоянное предоставление увеличивает стоимость услуги. В итоге вы платите за то, что не используете или изучаете, то что не имеет реального применения. Как в спортивном магазине, приходите за ковриком для йоги, а уходите с ковриком, гетрами, парой носков, супер рюкзаком, бутылочкой для воды, блоком и жгутом для растяжки. И на занятиях пользуетесь лишь ковриком.
Возможно, кому-то нравится обладать набором разнообразных инструментов и обширным тюнингом для йоги, но, надеюсь, после полученной информации ваш выбор станет более осознанным.
Качественная услуга финансового директора на аутсорсе обойдётся компании в разы дешевле, чем штатный финансовый директор. Это не демпинг, а простой здравый смысл.
Comments