Поиск
  • Elena

Как организовать бюджетный процесс. Часть II

Пост обновлен июль 8

До построения или реформации бюджетной системы важно определить тип проблемы и причины, по которым на данный момент дела обстоят не так как вам хочется. Анализ работы различных компаний привёл меня к пониманию, что есть всего три типа проблем планирования, а их причины во многом перекликаются. После недолгих размышлений вы, скорее всего, согласитесь с предлагаемой классификацией.


Проблемы типа I можно представить как "частичное планирование". Например, есть только план продаж или план сбора денег, или какой-нибудь ещё обрывочный план. Это может быть удобно для микро-бизнеса, в условиях монопольной ниши, при значительной общей рентабельности, скажем от 35-40% или на отдельных этапах жизни фирмы. Если случай ваш, выясните почему система планирования именно такая и определите, какие текущие и ближайшие потребности фирмы она не покрывает.

На начальном этапе совместной работы с клиентом мы делаем экспресс оценку. Вот самые очевидные причины частичного планирования:

  • бизнес формировался стихийно или в кризис;

  • бизнес создан как хобби/игрушка и в любой момент получает внешнее финансирование;

  • собственник наделен сильной финансовой интуицией и ее потолок пока не достигнут: есть стратегия развития, компания доходная, не серьёзно «проседает» в кризис, валютная кредиторка не беспокоит, равно как и внезапные неравномерные и значительные изъятия;

  • недостаточно финансовой грамотности собственника и сотрудников;

  • система фиксирования, сбора и анализа данных несовершенна, например, отсутствует полноценный учёт всех хозяйственных операций;

  • частичное планирование покрывает текущие и ближайшие потребности фирмы в планировании.

Проблемы типа II сводятся к "номинальному планированию". В компании есть система, но она не работает. Ежегодно разрабатывают и утверждают полноценные бюджеты для всех видов деятельности и направлений на следующий операционный год, а в процессе исполнения едва ли контролируют план продаж. Причины могут быть следующие:

  • планы не привязаны к комплексному план-факт анализу из-за особенностей сбора данных, отчётные формы плана и факта не совпадают;

  • непоследовательность: цели и планы постоянно меняются; регламенты, распорядки, процедуры нарушаются, ведётся агрессивная дивидендная политика и так далее;

  • планы оторваны от реальности: например, хотим продать в год 70 000 стиральных машин в населённом пункте общей численностью 50 000 человек;

  • нарушена взаимосвязь идеи– цели– планы– бюджет– эффективность;

  • недостаточно финансовой грамотности собственника и сотрудников;

  • система фиксирования, сбора и анализа данных несовершенна.

Номинальная система планирования, которая есть, но не работает, хуже работающей системы частичного планирования.

Во-первых, полное планирование более трудоёмко, во-вторых, регулярное неисполнение планов дезинтегрирует и дестабилизирует работу фирмы. Такие планы не измеряют скорость движения и расстояние до финансовых целей, они не являются инструментом контроля затрат и прибыли. Проще говоря, они скорее бесполезны и могут быть приравнены к отсутствию планирования.

Проблемы типа III назовём "отсутствие системы бюджетов" как явления. Финансовая система без планирования напоминает автомобиль без руля, корабль без штурвала, человека который действует опираясь только на чувства и т.д. Причины следующие:

  • недостаточно финансовой грамотности;

  • несовершенная система фиксирования, сбора и анализа данных;

  • бизнес-хобби;

  • слабая осознанность в управлении.


Конечно же, корень кроется в общей системе управления, которая берёт начало сами знаете где. Правильно, начинается с образа мышления собственников. До реструктуризации финансового процесса стоит задуматься о том, насколько всеобъемлющей и полноценной должна быть ваша система планирования и определить к какому типу проблем относятся те, что есть у вас в фирме и привести перечень причин этих проблем.

После этого гораздо легче понять, что можно исправить, какими ресурсами и в какие сроки. Но выбор в любом случае за вами!

#управленческийучётосновы #бюджет

Просмотров: 19

© Проект для вас с 2014 по настоящее время

Ясные Финансы  ИНН 3906336220  ОГРН 1143926032535

Здесь любят вести учёт