Поиск
  • Elena

Как организовать идеальный склад

Пост обновлен июль 8

Дистрибьюторы или дилеры производителей-гигантов знают, как большие с лёгкостью заполняют склады тех, кто поменьше. Палеты пива греются под жарким летним солнцем, запас автошин на 3 года вперед и поле непроданных автомобилей. Сложно противостоять попыткам ключевого поставщика увеличить объём проданных вам товаров. Иногда отдел закупок с удовольствием подыгрывает поставщику.

Склад может быть и быстроликвидным активом, и "морозилкой" в разделе "оборотный капитал". Огромное количество факторов влияет на качество управления складами.

Прежде всего ставьте задачу своим сотрудникам, работающим с поставщиками, получать от любого поставщика самые выгодные условия. Добивайтесь этого от поставщиков, с которыми работаете лично. Пусть ваши люди видят, насколько важна поставленная задача. В будущем это приносит ощутимый эффект. Организуйте систему закупок по принципу "точно в срок", если позволяет специфика бизнеса. Помните, что ваш склад не резиновый!


Управление запасами можно свести к балансу между тремя показателями:

  1. своевременное наличие на складе требуемого материала, сырья или товара;

  2. наилучшая для вашей отрасли оборачиваемость склада и схема логистики;

  3. отсутствие неликвидного товара и прочих складских потерь: порча, воровство и так далее, и тому подобное.

Платежеспособный покупатель рассчитывает получить товар немедленно. И он прав. Как этого добиться — проблема отдела закупок, менеджеров по продажам и управляющего.

Урок из практики: уберите максимум товара со своего склада, если это возможно для вашего дела. Особенно, редко продаваемый товар.

Эффективность такого подхода иллюстрирует пример работы одного автосервиса. В то время как конкуренты держат трёхмесячный запас запчастей на складе, эти ребята умещаются в крохотной комнате со стеллажами. На стеллажах есть фильтры, болты, гайки, масло, омыватели для стекол и ещё несколько наименований товаров, которые продаются мгновенно. Всё остальное снабженец подбирает в других сервисах под конкретные заказы. На первый взгляд запчасти обходятся им дороже.


На деле проигрывает тот, кто держит объемные склады. На объемные склады, как правило, берут кредиты и "замораживают" на несколько месяцев в арендуемых помещениях. Часть уже закупленного товара превращается в неликвид, что-то крадут. И кто после этого в выигрыше?

Объём запасов можно ограничить абсолютным значением в денежном выражении, то есть установить максимально допустимую стоимость складов. Это уместно при равномерных продажах, устойчивых связях с поставщиками и своевременной доставке.

Урок из практики: ваша лояльность поставщику заканчивается "распухшим" складом.

Первый показатель эффективности работы склада — его оборачиваемость. В чем её измерять - дни или количество оборотов не имеет значения. Только обратите внимание, что методика расчета должна быть единой. Чем выше оборачиваемость, тем меньше денег заморожено в этой части активов. Оптимальное значение зависит от сферы деятельности. Хронический дефицит денежных средств — один из индикаторов недостаточной скорости оборачиваемости складов.

Второй показатель — неликвид в общем объеме складов. Вы располагаете наиболее точной оценкой оборачиваемости, если знаете процент неликвидного товара и его абсолютное, то есть денежное, значение. Например, вам говорят, что неликвидный товар составляет 1 % от склада. Это много или мало? Складские работники будут защищать такое положение дел. Железный аргумент: "есть у всех". В данном случае "как у всех" точно не позиция — представьте, что вы берете пачку новеньких хрустящих банкнот и небрежно кидаете их в мусорный бак. Приводите такое сравнение своему персоналу. Любые потери склада, которых реально избежать, должны трансформироваться в их головах в выброшенные купюры. Естественно, высокий объем неликвида снижает показатель оборачиваемости. Зачем считать объем неликвида, если план продаж выполняется, а оборачиваемость в пределах нормы?

Вот основные причины. Процент неликвида можно снижать, наращивая стоимость склада. Ускорение оборачиваемости ликвидной части склада может перекрывать рост процента неликвида. Потери от неликвида = цена закупки товара + отвлечение складских площадей + трудозатраты при инвентаризации + альтернативные вложения денег.


Увеличить эффективность управления складами и обеспечить требуемый баланс можно если:

* организовать систему закупок на основе анализа ассортимента запасов, чтобы знать ходовые, стратегические и бесполезные товары;

* создать систему обнуления резервов: иногда товар в резерве лежит на складе месяцами, и возможно, в нем уже нет необходимости. Автоматическое обнуление через "Х" дней заставляет менеджеров тщательнее работать с резервом, своевременно оповещать клиента и получать от него обратную связь; * готовый к отправке и оплаченный товар незамедлительно передавать покупателю;

* организовать адресное хранение товаров и материалов — аккуратное расположение на стеллажах, в кюветах и коробах. Классический пример — склады магазинов ИКЕА. Каждому виду товара присвоен адрес: ряд, место и прочее;

* минимизировать потери от недостачи, порчи, брака, воровства.

Обратите особое внимание и организуйте достоверное отражение стоимости склада в учетной программе. Стоимость склада должна быть актуальной в режиме on-line. Беспорядок в складских остатках часто образуется в розничной торговле и общепите. Это наносит огромный ущерб компании и в особо тяжелой ситуации приводит к разорению.

Управляйте не только сырьем, материалами и товаром. Чем богаче и крупнее компания, тем тщательнее в ней берегут канцелярские товары, офисную мебель и прочее административное хозяйство. Например, Coca-Cola создает на каждого сотрудника карточку учета выданных канцелярских товаров! Это не означает, что рабочие помещения должны напоминать лавку старьевщика, но прежде чем приобрести новый стул или стол, или заменить всю мебель в офисе, надо подумать куда деть старую.


Управленческий учёт это не только красивые и понятные отчёты — это фундамент для гармонии всех внутренних процессов. С его помощью реально управлять складами эффективней. Когда общая картина ясна, можно договариваться с персоналом и поставщиками о работе на наилучших условиях. Ведь у вас есть отличный аргумент обоснованные и правильные цифры.

#гдеденьги #управленческийучётосновы #удачноевнедрение

Просмотров: 31

© Проект для вас с 2014 по настоящее время

Ясные Финансы  ИНН 3906336220  ОГРН 1143926032535

Здесь любят вести учёт