Поиск
  • Elena

Как инвесторы малого и среднего бизнеса против воли становятся "меценатами"

Пост обновлен июль 8

Давайте сразу определимся, что инвестиции - это всегда долгосрочные вложения. Получение спекулятивных доходов через систему, которую предлагают волки с Уолл Стрит, к теме не относится, кстати до 90% трейдеров теряют свои вложения. Не относятся к теме и долгосрочные вложения в активы вроде полотен Дали, которые со временем только поднимаются в цене. Под "со временем" подразумеваем строк от 3-5 лет и выше. Вы готовы ждать годами? Кроме того, предметы искусства, драгоценные металлы, акции и прочие аналогичные ценности требуют чутья, художественного вкуса и значительных сумм на приобретение, а при мелких вложениях ваш доход, скорее всего, обесценит инфляция. Если вы хотите вкладывать деньги таким образом, то статья точно не для вас.


Информация адресуется тем, кто предпочитает созидать и вкладывать деньги в небольшие работающие предприятия. А также тем, у ког есть пара свободных миллионов, а новая машина, квартира и, продолжите список сами, больше не интересны. Короче, деньги у вас есть, а предпринимательского зуда недостаточно. Или вы владеете собственным бизнесом, но хотите развивать совершенно иной вид деятельности и понимаете, что на всё сразу вас не хватит. Этот способ нечто среднее между предпринимательской деятельностью и классическим инвестированием. Как ни странно, для получения значимых дивидендов (более 100% на единицу вложенного капитала) здесь требуется не так много времени, иногда, в пределах года.


Избыточную ликвидность можно вложить в организацию собственного дела и нанять управляющего директора или выступить инвестором для стороннего лица и компании, которая не является акционерным обществом. При вложении в простой и понятный, на первый взгляд, проект риск потерять деньги достаточно высок, около 50% - 80%, но ниже указанных ранее 90%. Инвестиционные ожидания вполне могут оправдать небольшие работающие проекты типа кафе, ресторанов, магазинов, автосервиса, небольшого производства и так далее. При грамотном управлении, через несколько лет после основания, такие фирмы приносят управляющим собственникам или учредителям более 400% годовых.


Что же следует знать, как действующим инвесторам, так и тем, кто только планирует вложить деньги?

Во-первых, пассивный доход не означает отсутствие контроля со стороны инвестора. Важно регулярно и своевременно получать достоверные внутренние отчёты и уметь их анализировать, а также следить за общими тенденциями рынка. Это и есть "труд" настоящего инвестора. Во-вторых, надо определить сколько времени вы готовы уделить своему проекту как инвестор. Да, вы не ослышались, чтобы был реальный результат, придётся вложить и время.

Итак, вы готовы инвестировать и не знаете что первично. Сначала определитесь со стратегией.

Первый вариант, найти инициативного и предприимчивого человека, который способен организовать дело, но не имеет на это средств, то есть начинающего предпринимателя. Скорее всего, такой человек в будущем пожелает владеть бизнесом, поэтому важно изначально предусмотреть, сохранит ли инвестор право собственности или получит свой денежный интерес и выйдет из компании.

Найти проект для вложений можно через знакомых, фонды поддержки малого и среднего бизнеса, заявив о себе в сообществах бизнес-ангелов.


Второй вариант, самостоятельно организовать компанию и поддерживать операционную деятельность несколько лет, а затем нанять администратора и отойти от оперативного управления, сохранив право собственности.


За выбором стратегии следует выбор проекта на основе бизнес-плана. Конечно, 100% гарантии здесь также нет, но консервативные проекты имеют максимальные шансы на успех. Калининградская сеть SPAR за 4 года превратилась в полноценного участника среди крупных супермаркетов области. Это яркий пример того, что крупному инвестору под силу занять значительный сегмент на полностью занятом рынке среди не менее крупных игроков. Следовательно, для мелких и средних проектов вход на рынок максимально открыт. Даже если ниша занята.


Вы уже инвестируете в конкретный проект? Чтобы не превратиться против своей воли в "мецената", и речь не о покровителе наук и искусств, обращайте внимание на следующие моменты:

  1. Отклонение фактических сроков выплаты и сумм дивидендов от плановых. При этом сроки затянуты, а суммы существенно ниже запланированных.

  2. Источник дивидендов. Выплаты должны производиться за счёт реальной чистой прибыли. Возможно, источником ваших выплат служат кредитные деньги или просроченные задолженности поставщикам.

  3. Дивиденды не выплачивают, а вы периодически вынуждены поддерживать собственными средствами оборотку компании, чтобы "не потерять то, что уже вложено".

  4. Невозможно определить причины п. 3, так как нет внятной управленческой отчётности.

  5. Для производственных и торговых проектов: нет возможности получить стоимость товарных и сырьевых остатков в цене закупа.

  6. Нет внятной структуры задолженностей с детализацией по классам.

Основной инструмент контроля ваших вложений - это правильно структурированная, своевременно предоставленная и достоверная информация.

Инвестор или управляющий собственник могут решить вопрос финансового контроля и найти соответствующего помощника. Главный бухгалтер не подходящая кандидатура. Речь идёт об эксперте, который лоялен инвестору/собственнику и не является штатным сотрудником. Аудитор также не подходит на такую роль, формат его деятельности несколько иной. Здесь требуется ежемесячное сопровождение в виде регулярно предоставляемых отчётов.

Практический опыт показывает, что для владельца и инвестора небольших проектов выгодно, когда внутреннюю отчётность составляет грамотный, привлечённый со стороны специалист. Тогда собственник использует опыт квалифицированного финансового директора и платит в разы меньше его стандартного оклада. Ведь в этом случае совместная работа предполагает не только предоставление отчётов, но, в первую очередь, консультации на основе реальной картины.

Оклад квалифицированного и опытного финансового директора с опытом работы более 10 лет, учёной степенью и гибким экономическим мышлением стартует от 100 тысяч рублей, а в крупных городах может достигать 600 тысяч рублей.

Конечно, со временем можно автоматизировать систему внутреннего учёта, но и автоматизированную отчётность необходимо регулярно проверять. Основная масса малых и средних фирм ведёт учёт на базе Excel. Это факт. При правильном подходе такой инструмент однозначно экономически оправдан.


О том, как определить уровень компетентности предполагаемого помощника поговорим в следующей статье.

#гдеденьги #ясныефинансы #предприниматель #инвестор #считайтеденьги

Просмотров: 39

© Проект для вас с 2014 по настоящее время

Ясные Финансы  ИНН 3906336220  ОГРН 1143926032535

Здесь любят вести учёт