Поиск
  • Elena

Когда и как выбрать компетентного финансового директора

Пост обновлен авг. 14

При подборе профессионала на должность финансового директора в описании вакансии легко "под копирку" заявить излишние компетенции, но упустить из виду существенные моменты. Мало того, что overqualified стоит дорого, даже если он согласится решать относительно простые задачи, то быстро заскучает. Как эксперт с солидным стажем управления корпоративными финансами, я точно знаю когда, что и в каком объёме должен уметь финдир и с удовольствием делюсь этим знанием с вами.

Уверена - системное видение существенно облегчит вам процедуру выбора и найма.

Чтобы не палить по воробьям из пушки и нанять специалиста с необходимым и достаточным уровнем профессионализма, стоит принимать во внимание следующие факторы.


Фактор № 1. Масштаб и стратегия вашего бизнеса.

С появлением наёмных сотрудников или товарно-денежных обязательств перед контрагентами, предприниматель по законодательству автоматически несёт ответственность за регулярно возникающие задолженности.

Значит, с этого момента необходимо выстраивать грамотную систему внутреннего учёта и управления финансами, и либо самостоятельно закрывать функционал финансиста, либо обратиться за помощью и нанять специалиста.


Даже если у вас один небольшой магазин, а в планах нет роста, имеет смысл разобраться в финансовой картине. Бухгалтер здесь не лучший помощник. Образ мышления бухгалтера и финансиста различен. Бухгалтерия - это жесткие сроки и законодательные регламенты; управление финансами - искусство и гибкость мышления в рамках законодательства, то есть две разные профессии.

Сегодня в небольшом бизнесе принято отдавать функционал бухгалтера на аутсорс, но пока не сформировалась привычка делать то же с функцией финансиста. Поверьте моему обширному опыту - малый и средний бизнес значительно выигрывает от такого решения. Например, сеть из 5-8 магазинов с небольшим производством может обойтись привлечённым финансистом. Важно на каком уровне профессионализма решаются поставленные задачи, а не сколько времени финансист проводит на рабочем месте.


Чем больше опыта у финансового директора, тем больше он может дать конкретной компании. Есть продажи и, при этом, каждая цифра на своём месте? Очевидно, что рост и развитие вашего дела неизбежны. Например, максимальный месячный оборот моего клиента в 2020 году составляет 21 млн. рублей, компания владеет собственным производством, работает с зарубежными поставщиками, ведёт торговую деятельность в сегментах: опт, В2В, В2С + интернет-магазин и развивает смежный проект на рынке Белоруссии.

Классность клиента по банковской шкале выросла с 4 до 2 уровня, где 5 - наихудший рейтинг клиента, а 1 - наилучший. На сегодня финансовая устойчивость компании не вызывает сомнения.


Конечно, крупным и сложным производствам, большим торговым сетям и аналогичному бизнесу требуется штатный финансист. Но даже в этом случае может быть полезно привлечь стороннего эксперта, чтобы получить ещё одну точку зрения в трудные времена или просто повысить эффективность.


Фактор № 2. Задачи, которые стоят перед финансовым директором.

Важно изначально правильно их сформулировать. Это вовсе не работа с банками, составление бюджетов, формирование системы платежей и так далее.

Задач всего четыре:

  1. Стабильность: обеспечить компанию необходимыми и достаточными ресурсами для бесперебойного осуществления операционной деятельности.

  2. Рост: создать базу ресурсов для роста и расширения, то есть управлять инвестиционной и финансовой деятельностью.

  3. Дивиденды: определить оптимальный объем и способствовать тому, чтобы было из чего их выплачивать.

  4. Выход из кризисной финансовой ситуации, а далее по пунктам 1-3.

Важный момент: вы обозначили ожидания и возложили ответственность за решение задач на финансиста? Впоследствии логично прислушиваться к его рекомендациям, чтобы получить запланированный результат. Зачастую компания находится в перманентном поиске и замене специалистов каждые 1-2 года. Здесь стоит задуматься.

Если компания ищет специалиста на сильно закредитованный, проблемный бизнес, то 100% стоит обозначить глубину проблемы до непосредственного найма на работу. И этот факт изначально предполагает, что выбираете вы из сильных профессионалов, чей труд стоит дорого, но он того стоит.

Решение задачи №4 может оказаться неподъемным для специалиста без аналогичного успешного опыта. Особенно, если в компании существовала/существует практика привлечения кредитных средств на покрытие оборотки и весомых изъятий на нужды собственников и акционеров.


В рамках каждой из задач важно учитывать, что финансист может: организовать эффективную и информативную систему внутреннего учёта; привлечь заёмные источники финансирования или постепенно избавиться от чрезмерного кредитного бремени; минимизировать внутренние и внешние финансовые потери; оптимизировать налоги; обозначить достаточный уровень торговой наценки; рассчитать точку безубыточности, но НЕ может напрямую обеспечить продажи - первоисточник благосостояния фирмы. Он также НЕ может ограничить волю собственника, который не слышит, что кредитная нагрузка слишком велика, а уровень изъятий на личные нужды неадекватен в сравнении с финансовыми возможностями компании, но может и должен подтвердить это цифрами и так далее.


Логично опираться на указанные взаимосвязи при постановке задач.

Фактор № 3. Функционал, финансового директора.

Исходя из масштабов бизнеса и задач, которые должен решать финансист, определите готовность компании разделить налоговое планирование, работу главного бухгалтера и финансиста.


В идеале, навыки налогового планирования необходимы каждому финансисту.

По факту, для относительно простых компаний, налоговая политика фирмы определяется единовременно и действует, минимум, в течение года или ряда лет. Качественно отслеживать все изменения и благоприятные возможности интересно далеко не каждому главбуху и финансисту, ведь есть ещё рутинные операции, которые необходимо держать под контролем. Поэтому, в данном случае, можно смело закрывать потребность разовыми обращениями к эксперту налогового планирования по мере необходимости.


Тем не менее, налоговое законодательство подвижно, и компаниям, которые ведут соответствующие споры с государственными структурами, в рамках разнообразной, сильно диверсифицированной деятельности необходимо полноценно обеспечить функционал налогового планирования. Для крупных предприятий, проектов и сделок оптимально иметь собственное Управление налогового планирования и контроля.


Помимо налогового планирования, в зоне ответственности финансиста находятся платёжный и бюджетный процесс, управление проектами, а также контроль работы бухгалтерии и счётных сотрудников, то есть навыки управления людьми. Опять же: работа с дебиторской, кредиторской задолженностью, банками и прочие аналогичные "функции" - это инструменты, для решения ранее обозначенных четырёх задач.


Бессмысленно перечислять набор инструментов в требованиях к кандидату. Это кандидат в резюме и на собеседовании должен обозначить вам, какой инструментарий он намерен использовать для решения поставленных задач.

В описании вакансии правильнее обозначить задачи, которые должен решить финдир, ведь то, как он рассказывает об инструментах свидетельствует о наличии/отсутствии системного видения. Настоящий профессионал отлично понимает, что именно эффективно использовать в конкретной ситуации.


На первый взгляд, должностных обязанностей у финансиста более, чем достаточно. На деле, у грамотного специалиста в компании с оборотами порядка 200-500 миллионов рублей в год, эта работа занимает несколько часов в неделю. И тут возникает вопрос: зачем нанимать дорогостоящего сотрудника в штат, организовывать его рабочее место и платить зарплатные налоги, если можно рутинную работу переложить на линейный персонал, а ключевые компетенции отдать на аутсорс?


Иначе обстоят дела, когда финансовый директор поддерживает масштабный рост. Например, открываем сеть из 10 крупных магазинов и часть из них в другом регионе, разворачиваем несколько производств параллельно, работаем в различных регионах и/или по всему миру и так далее. В такой ситуации нанять финансового директора в штат - более чем оправдано.


Фактор № 4. Навык правильно и целиком видеть картину финансового мира компании.

Вне зависимости от масштабов, стратегии, задач и функционала есть ещё один ключевой момент. Его часто упускают из виду при найме специалиста на должность финансового директора: первая и неотъемлемая компетенция отличного финансиста - это навык видеть картинку финансового мира компании целиком и правильно.


Правильные управленческие отчёты о финансовых результатах, движении денег и баланс - то есть цифры - основа, без которой усилия финансового директора почти тщетны и точно неэффективны. Управлять финансами без этих цифр, это всё равно, что добираться из Калининграда до Рио-де-Жанейро на поезде.


Грамотный специалист в ходе собеседования умеет понятно и подробно изложить принципы составления управленческой отчётности. Он знает, что правильно составленные управленческие отчёты - основа управления финансами - карты и компас, и первым делом сообщит вам об этом.

Ошибка 90% финансистов, рекрутеров и собственников в том, что они игнорируют значимость отчётности и вязнут в перечислении рутинного инструментария.

Учитывайте при подборе финансового директора все четыре фактора и шансы получить достойного специалиста существенно возрастут. Попробуйте и убедитесь лично ;) !

#управленческийучёт #финансовыйдиректор

Просмотров: 115

© Проект для вас с 2014 по настоящее время

Ясные Финансы  ИНН 3906336220  ОГРН 1143926032535

Здесь любят вести учёт